ВЕНЕВИТИНОВ

Дмитрий Владимирович

1805–1827

Главная

Введение

 

Заключение

Список литературы

 

Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе все чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов, 1827 

 

 

       У русского поэта, философа и критика Дмитрия Веневитинова была поистине роковая и прижизненная, и посмертная судьба.

       «Это был красавец в полным смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какую-то еще прелесть неизъяснимую. Громадные глаза голубые, опушенные очень длинными ресницами, сияли умом». Это был живой Владимир Ленский из «Евгения Онегина» Пушкина, только гораздо умнее и талантливее своего литературного двойника.

       И влюбился он страстно и в то же время, как и Ленский, платонически. Но в замужнюю женщину. Зинаиду Волконскую, держательницу одного из самых хлебосольных салонов Москвы.

       В 1827 он опубликовал свои первые стихи «Любимый цвет» и «Три розы» построенные на основе антитезы, которую условно можно назвать пессимистической – поэт переживал безответную любовь к Зинаиде Волконской, и это сказалось в элегически-разочарованном тоне его стихов.

       Юноша-любомудр (так называли себя молодые москвичи-любители философии и поэзии) был влюблен в «царицу муз и красоты» Зинаиду Волконскую.

       Образ розы как символ любви встречается в поэзии Веневитинова. В стихотворении «Три розы» первая – «любовница зефира и вдохновенье соловья», вторая «пленяет яркой красотой», а третья – «любовь на девственных щеках».

       Повествуя о судьбе трех роз, брошенных богами «в глухую степь земной дороги эмблемой райской красоты», поэт строит свое стихотворение на контрастном взаимодействии аллегорических характеристик. Смысл контраста – грустное утверждение вечной, непреходящей красоты природы и искусства и бренности самого прекрасного произведения природы – человека.

       Все три розы как нельзя лучше подходят к прекрасному внешнему образу и духовному облику Веневитинова.

       В стихотворении «Жертвоприношение» поэт поклоняется своей богине, поэзии. Он всецело принадлежит ей. У него есть откуда черпать и любовь, и надежды, и вдохновение. А это для него главное. Ему не нужны покой, беспечность, радость. Для него в «кубке счастья» нет измены, в «кубке счастья» – вдохновение. Жизнь ему изменяет, а поэзия никогда. Ожидание печальных выводов об обманчивости жизни не оправдывается, так как стихотворение завершается мыслью о верности поэзии.

       В «Сонете» Веневитинов говорит о том, что он пресытился жизнью. Его разрушили «пламень чувств» и «душевные порывы». И он живет одними лишь воспоминаниями. Однако он получил от жизни все, что хотел, поэтому не чувствует себя разочарованным и опустошенным.

       В его поэзии чувствовалось влияние И.В.Гёте и Дж.Г.Байрона.

       Поэзия Д. В. Веневитинова – одна из самых ярких, но, к сожалению, коротких страниц русской литературы.

Наверх