|
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич 1814–1841 |
|
§
Высоцкий §
Лермонтов М.Ю. §
Мей Л.А. §
Фет А.А.
|
|
Провозглашать я стал любви Скорбь и
одиночество, вызванные общественными и личными причинами, наполняют все
творчество Лермонтова. Стремлением поэта к истинному чувству и болью
неразделенности проникнута его любовная лирика: Страшись любви: она
пройдет, Обыденная
жизнь ничтожна, пуста и не имеет смысла без сильных духовных порывов к
вечности, к Божественному совершенству. Даже земная любовь не может заполнить
пустоту. Любить... но кого
же?.. на время – не стоит труда, В поэзии
Лермонтова особенно ощутимо влияние К.Н.Батюшкова. Наиболее заметно оно в
раннем творчестве. Но мотив любви и смерти у Лермонтова решается в более
драматическом ключе. Сюжетная ситуация разрабатывается в элегическом плане и
в традициях романтической баллады, где появляется возвращение мертвеца.
Основой такой разработки сюжета становится утверждение избранничества
лермонтовского героя. Возлюбленная оказывается недостойна его чувства, ее
измена приводит к ожесточению, мести, распространяемой на весь мир.
Бунтарский характер лирического героя определяет дисгармоничное разрешение
любовной коллизии. Дальнейшее развитие этого мотива находим в ранней
драматургии Лермонтова и поэмах начала 1830-х годов. Мятущаяся
душа Лермонтова беспрестанно горела, «желанием чудным полна», томясь
безысходной тоской воспоминанья о чем-то, что было, когда его не было. И если
жизнь человеческая, замкнутая в границах общепризнанной повседневности,
мыслится нами временной и конечной, то Лермонтов, наоборот, носил в себе
сознание чего-то предвечного, чего-то овеянного холодом межпланетных
пространств, теряющегося в туманах минувшей и грядущей бесконечности. Лермонтов,
подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности – трагической и
гениальной. |
|
|
|
|
|
Лермонтов и Екатерина Сушкова
Красивой, умной и ироничной Екатерине Александровне Сушковой (в замужестве
Хвостова, 1812–1868) было 18 лет, когда она стала предметом юношеского
увлечения 16–летнего Мишеля Лермонтова. Цикл его стихов 1830 года,
посвященный неразделенной любви, так и именуют «Сушковским циклом».
История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой – достаточно значительный «сюжет»
в личной и литературной биографии поэта. Лето и начало осени
Конец 1834–начало
Следуя за рассказом Сушковой, мы должны считать, что её знакомство с
Лермонтовым в Москве продолжалось несколько месяцев: до поздней весны или
начала лета, когда начался разъезд в подмосковные имения. В это время ещё ни
о каком цикле стихов нет речи; Лермонтов для Сушковой – маленький «кузен»
Верещагиной, добровольный паж, который носит её шляпку и зонтик и теряет её
перчатки. К её удивлению, Сашенька однажды говорит ей: «Как Лермонтов влюблен
в тебя!».
Одно стихотворение из числа посланных Лермонтовым позднее Сушковой относится,
впрочем, к этому периоду. Это «Весна»– первое печатное стихотворение поэта,
появившееся в « Атенее» в сентябре Мечтанье злое
грусть лелеет
Прервавшееся на время знакомство возобновляется уже летом «очи–ночи».
Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться
(«Благодарю!...Вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла...»).
Слово «Благодарю» повторяется четыре раза и в последней строфе звучит
особенно по–лермонтовски: «надеждам и мечтам», которые еще живы в душе поэта,
он предпочитает истину, хоть и лишенную всякой надежды.
Следующие стихи («Зови надежду сновиденьем») содержали уже прямое признание,
как известно не встретившее ответа. Тогда пишется «Нищий», ведущий мотив
этого стихотворения – неразделенная любовь: У врат обители
святой
Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей,
проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины,
Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко–Сергеевскую лавру. На паперти
стоял нищий, в руку которого кем–то был положен камень. Так возникла
развернутая метафора, которую Лермонтов использует в стихотворении как символ
человеческого равнодушия и глухоты.
Следующая группа, в которую входят «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен
взор»), «У ног других не забывал» и «Когда к тебе молвы рассказ» есть своего
рода кульминация эмоционального напряжения. Эти стихи пишутся не сразу после
первой группы, а спустя некоторое время, когда Лермонтов услышал от Верещагиной
о светских успехах предмета своей страсти. Рассказы Верещагиной вызывали в
Лермонтове чувства обиды и ревности. Об этих чувствах Лермонтов говорил
Сушковой в «Стансах» («Взгляни, как мой спокоен взор»). Перерабатывая это
стихотворение, он рисует на полях тетради красивую девушку с большими черными
глазами, длинными черными волосами и гордой осанкой.
Стихотворение «Когда к тебе молвы рассказ», которое Лермонтов дарит Сушковой,
содержало упрек и, как говорила она в «Записках», «грозно предвещало» ей
будущее: Когда к тебе молвы
рассказ
Таким образом, в «сушковском цикле» стихов можно отметить две группы. Более
ранние, написанные в Середникове, представляют собою традиционную любовную
лирику с признаниями в пылкой страсти и с элегическими мотивами. Вместе с тем
они являются и лирическим дневником. Вторая группа стихов отличается от
первой своим более обобщенным характером. В отличие от первой группы, которая
в дальнейшем у Лермонтова не варьируется и не перерабатывается, эта вторая
содержит такие лирические мотивы и темы, которые затем перейдут в позднюю
лермонтовскую лирику. Душевный опыт, отложившийся в них, выходит далеко за
пределы конкретной ситуации. Эти стихи есть определенная ступень самосознания
личности, связь же их с байроновским циклом, посвященным Мэри Чаворт, является,
помимо всего прочего, важным подтверждением правдивости рассказа Сушковой о
том, что именно она была их непосредственным адресатом.
Если первый эпизод отношений Лермонтова и Сушковой связан с ранней лирикой
поэта, то «развязка» этого «романа» связана с его прозой. Как известно,
Лермонтов подробно описал ее в «Княгине Лиговской». Как и первый эпизод,
последний проходит под знаком литературных воздействий. Вообще литературный
элемент настолько ярко окрашивает эти отношения, что вопрос о «реальных»
портретах Лермонтова и Сушковой в середине 1830–х годов приобретает особое
значение.
Со времени отъезда Сушковой из Москвы в 1830г. Лермонтов не встречался с ней
до конца
Сцены, которые Сушковой приходилось переносить дома, Лермонтов изобразил в
романе «Княгиня Лиговская», – в эпизодах с Негуровым, его женой и дочерью
Лизаветой Николаевной (прототипом ее была Сушкова). В «Княгине Лиговской»
светские успехи Сушковой–Негуровой охарактеризованы довольно зло. В повесть
«Княгиня Лиговская» войдут не только биографические и конкретные бытовые
детали, но также и наблюдения художника над созданной им самим ситуацией и
над психологией действующих лиц. |