|
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич 1821–1878 |
|
|
Если проза в любви неизбежна,
Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) занимает на русском литературном Парнасе особое место. Он ввёл в широкий поэтический обиход новые темы, лексику, ритмы, стиль. Некрасов ясно понимал новаторский характер своего творчества и испытывал потребность объясниться с читателем, Когда томительно волнуют нашу кровь
Любовь-ненависть, соединение несоединимого – горькой, надрывной любви к обиженным и ненависти к обидчикам – станет излюбленным мотивом многих стихотворений Некрасова о Поэте и поэзии («Клянусь, я честно ненавидел! // Клянусь, я искренно любил!» – «Поэт и гражданин», «Блажен незлобливый поэт...», «Замолкни, Муза мести и печали!»). «Муза» в его стихотворении рифмуется с «узами», и эта рифма – смысловая. Жизненная проза проникла и в любовную лирику Некрасова. Отношения героя с любимой далеки от романтической одномерности, в них ворвалась стихия ссор, упрёков, ревности, взаимных терзаний. В душе озлобленной, но любящей и нежной… Любовь в поэзии Некрасова утратила свою абсолютность и целостность, став делимой, иссякающей капля за каплей (образ «остаток чувства», возникающий в стихотворении «Я не люблю иронии твоей» - еще один шедевр некрасовской любовной лирики). «Я не люблю иронии твоей» (датируется предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращено к К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии, – герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Лирический герой Некрасова – герой страдающий, уже не способен нести любовное чувство во всей полноте и рыцарски преклонять колени перед своей возлюбленной – слишком велики охватившая его душевная слабость и утомление. Его благородства и великодушия хватает лишь на «час». Корней Чуковский весьма проницательно назвал Некрасова «гением уныния», Достоевский писал о «раненом в самом начале жизни сердце» поэта. Герой Некрасова всегда недоволен собой, его мучают тоска, душевная усталость, собственная бесполезность и бессилие. Я за то глубоко презираю себя, Ярчайшим проявлением новой лирической темы – социальной – стало стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847). Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная», женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности. Движение поэта от изображения душевной жизни лирического героя к лишённому индивидуалистического начала пространству народного бытия ясно запечатлелось в одной из лучших поэм Некрасова «Мороз, Красный нос». В центре поэмы трагическое для крестьянской семьи событие – смерть кормильца. Прокл, муж Дарьи, отец двух маленьких детей, простудившись, умирает. Прокл в её мечтах предстаёт то живым, то мёртвым. Дарья его искренне любила: Я ему молвить боялась, Автор выносит за рамки поэмы смерть героини, однако последние слова поэмы – А Дарья стояла и стыла почти не оставляют надежды. Дарья замерзает в лесу, но сама она не понимает, что гибнет. Дарье является «Мороз-воевода», сказочный Морозко, который исполняет самое заветное её желание – возвращает ей умершего мужа. Морозко сам превращается в Проклушку, начинает целовать её, и героиня обретает утраченную гармонию Последние признаки муки Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков – вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики Некрасова. Говоря о содержании поэзии, мы различаем неповторимое содержание данного стихотворения и, с другой стороны, содержание творчества поэта в целом, которое так или иначе присутствует в каждом его произведении. Но точно так же следует различать индивидуальную форму отдельного стихотворения и определенный характер формы, присущей всей лирике поэта – Но дни, когда любви светило |
|
Адресат любовной лирики Н.А.Некрасова – Авдотья Яковлевна Панаева
Связь Некрасова с Панаевой, героиней его лучших любовных стихов, продолжалась около десяти лет и стала одним из самых известных романов в биографиях русских литераторов. Некоторое время Некрасов и Панаевы жили втроем (”ménage à trois”) — жоржсандистский либерализм, популярный среди интеллигенции в середине девятнадцатого века. Жоржсандовские идеи любви и брака, связанные с разрушением “священных устоев”, встретили поначалу резкий отпор российской общественности, находившейся в 1830–е годы под влиянием немецкой идеалистической философии. В следующее десятилетие в результате новых идейно–философских воздействий (и прежде всего утопического социализма) французская писательница стала для многих чуть ли не провозвестницей истинной нравственности. Обоим — и Некрасову, и Панаевой — эта связь доставила гораздо больше страданий, чем радостей. Целый так называемый «панаевский» цикл стихотворений Некрасова посвящен его взаимоотношениям с этой женщиной. Авдотья (Евдокия) Яковлевна Панаева (урожд. Брянская, во втором браке Головачева) – русская писательница, мемуаристка. Подписывалась иногда псевдонимом Н. Станицкий. Родилась 31.7(12.8).1820 г. в Петербурге, в семье известного актера Александринского театра Я.Г. Брянского. Мать и сестра были актрисами. Училась дома, занималась балетом в Петербургском театральном училище. В 1839 г. вышла замуж за писателя и критика И.И. Панаева. Ее красота привлекала к ней многих знакомых мужа; в их числе оказался и поэт Н.А. Некрасов. В конце 40–х гг. Панаева стала его гражданской женой. Их совместная жизнь была нелегкой и полной горя: умирали их дети, оба переживали ложность своего положения и т.д. Хронически больной (в результате своей беспорядочной жизни), Некрасов был подвержен длительным приступам меланхолии и депрессии; при этом он страшно страдал и превращал жизнь своих близких в ад. А.Я. Панаева сотрудничала в некрасовском «Современнике». В 1848 г. в приложении к журналу была напечатана ее первая повесть «Семейство Тальниковых», носящая автобиографический характер. Однако цензура запретила распространение и дальнейшие публикации этой повести за «безнравственность и подрыв родительской власти». В это же время ею в соавторстве с Некрасовым и Панаевым был написан любовно–авантюрный роман «Три страны света». В 1851 г. Панаева и Некрасов написали роман «Мертвое озеро» в духе натуральной школы, повествующий о жизни актеров. В 50–х – начале 60–х годов в «Современнике» было опубликовано множество произведений Панаевой, в том числе романы «Мелочи жизни», «Женская доля», повести «Воздушные замки», «Степная барышня», «Домашний ад», «Русские в Италии», «Фантазерка», рассказы и др. Основная их тема – положение женщины в современном обществе, женское равноправие и т.п. Отмечая искренность чувств автора, критики упрекали писательницу в низком художественном уровне ее прозы. В начале 60–х гг. в отношениях Панаевой и Некрасова произошел разрыв (из–за ее нечестного поведения в деле об огаревском наследстве; он принял ее вину на себя и выплатил крупную сумму денег обманутым наследникам). В 1862 г. умер И.И. Панаев, и А.Я. Панаева вышла замуж за критика А.Ф. Головачева (он умер в 1877 г.). У них родилась дочь Евдокия, ставшая впоследствии писательницей (Е.А. Нагродская). В последние годы жизни Панаева писала повести и рассказы («История одного таланта», «Дворняжка», «Сироты» и др.), которые печатала в «Ниве» и некоторых других изданиях. В конце 80–х гг. она написала воспоминания «Русские писатели и артисты. 1824 – 1870», очень интересные, но содержащие много неточностей и фактических ошибок. А.Я. Панаева умерла 30.3(11.4).1893 г. в Петербурге.
|