Много хозяев
повидал он на своем веку, некоторые из них даже пытались устроить здесь место
отдыха и развлечений для горожан, но дело дальше благих пожеланий не шло – до тех
пор, пока участок не приобрел выходец из Польши, бывший морской офицер
Константин Александрович Полякович. Купив сад у титулярного советника
Гавеловского, а так же соседний сад, принадлежащий И.И. Пермякову, новый
энергичный хозяин Полякович повел дело с большим размахом – в
Разрешение
было получено. Сад принял отдыхающих. Восторженные отзывы, слова благодарности
в адрес хозяина не вскружил голову Поляковичу. Этот момент он рассматривал, как
увертюру, как начало новой чудесной истории парка «Аркадия».
Требовательный к себе хозяин не хотел останавливаться на достигнутом.
Константин Александрович Полякович продолжал мыслить творчески. И ничто не
останавливало его. Однако в июле 1898 года весь этот великолепный парковый
комплекс сгорел. Не теряя времени, уже в июле Полякович принялся за возведение
нового. В первую очередь он решил возвести летний театр, вокзал и клуб
Общественного собрания. Составителем проекта этих зданий стал губернский
архитектор П.В. Шкатёлов. Именно он предложил проект, выполненный в русском
стиле. Сыновья Поляковича Владимир и Константин даже специально поехали в Вятку,
чтобы разыскать лучших мастеров резного орнамента. Начался подвоз леса,
заготовленного в Нижегородской губернии и купленного на лесной пристани
Макарова. Вскоре заказ был выполнен, деревянные «кружева» погрузили на баржи и
доставили в Астрахань. Первым строился театр. Он был рассчитан на 1200 мест и
имел прекрасную акустику. Украшенный башенкам, заканчивающимися острыми
шпилями, с множеством лесенок, словно сплетенный из деревянных кружев, театр
напоминал сказочный терем. В зрительном зале был большой партер с небольшим
уклоном, трехъярусные ложи, балкон, бельэтажи, а уж сцена была вообще огромной
24 аршина по авансцене и 18 аршин в глубину. В театре было электрическое
освещение и необычной красоты декорации. Акустические возможности театра,
построенного в конце XIX столетия, отвечали всем современным требованиям. Кроме того, в начале XX века вокруг театра был
создан роскошный парк с тенистыми аллеями, а так же комариный рассадник,
который напоминал древнегреческую страну счастья Аркадию. Это был целый увеселительный
комплекс: театр, 2 вокзала (в старину это были увеселительные здания с
музыкой и танцами), открытая эстрада, музыкальная раковина, летний клуб
Общественного собрания, бассейн с небольшими фонтанчиками, деревянные резные
ворота с остроконечной кровлей и затейливым шпилем.
Один из
вокзалов был двухэтажным. И верхний, и нижний этажи имели веранды. На них были
расставлены столики, легкие стулья. Внутри двухсветный ресторан с эстрадой.
Какая-то простота, легкость чувствуется в своеобразной отделке зала.
Для
музыкантов отведено специальное место перед эстрадой. Занавес поднят. На заднем
плане видна декорация, изображающая экзотический пейзаж. В своей книге
«Иллюстрированная Астрахань» секретарь Астраханской городской управы Адольф
Николаевич Штылько так отзывался об «Аркадии»: «Во всяком случае - без
«Аркадии» доброму астраханцу, как ему самому кажется, жить трудно. Жарко, душно
– а в «Аркадии» прохлада; горько, печально – в «Аркадии» все это заливается
вином и песнями; радость – можно по этому случаю угостить на славу – господин
Поляков, владелец и директор «Аркадии» за это в претензии не будет. В целом
Поволжье «Аркадия» едва ли не лучшее, в этом роде, учреждение: хористок
полсотни, кабинетов десяток, если не более, два-три буфета, оркестры, масса
лакеев. И «Аркадию» любят астраханцы, несут ей свои трудовые и нетрудовые гроши
и с Поляковичем живут в ладах…»