Пожар 

                                                                                          

Листая не систематизированные пока страницы биографии сада «Аркадия», можно найти любопытные, и даже курьезные случаи. Однажды чуть было не произошел  пожар от запуска шара, разбрызгивающего искры бенгальского огня.   

         … Как всегда, вечером в саду было много гуляющих. В театре шла опера «Кармен».    В антракте перед третьим действием для развлечения театралов и всей гуляющей публики запустили бумажный шар с бенгальскими огнями. Шар поднялся достаточно высоко. И вдруг зрители увидели лезущего на крышу театра сына хозяина. Оказалось, что из окна мальчик увидел, как шар с огнем зацепился за край крыши. Испуганные зрители стали выходить на галереи, но на крышу уже лезли пожарные. Горевшие остатки шара быстро сбросили на землю. Все успокоились. В театре после дополнительного сигнала продолжалась опера. Об этом маленьком инциденте сразу же узнал весь город. На другой день члены общества велосипедистов, соревновавшиеся на ипподроме, примыкавшем к северному забору сада, с любопытством рассматривали необычное пятно на крыше театра. А это была всего-навсего неокрашенная часть настила.                  

         С тех пор опытов с запуском шаров в «Аркадии» больше не проводили, дабы не подвергать опасности деревянного красавца.

Всю научную работу, я пыталась найти официальные документы, касающиеся причин и результатов пожара. На мой  взгляд,  злой рок пожара с самого начала преследовал это благословенное место, своеобразное для астраханских любителей отдыха и развлечений. Если первоначально построенный парковый комплекс пожар поглотил практически в одночасье, то ко второму огонь подбирался медленно, словно крадучись, в течение десятков лет. И если первый случай был лишь несчастливой случайностью, то пожар, произошедший 13 ноября 1976 года, был, на мой взгляд, логической закономерностью. Ведь при таком отношении к зданию, при эксплуатации его в качестве склада, при доступности его для детей и любителей выпить и закусить, это было практически неизбежно. Навсегда останется за семью печатями, кто именно бросил на пол зажженную спичку (и спичку ли?), но одно ясно – своим бездействием по отношению к этому памятнику истории и культуры власть совершила групповое преступление, по всем признакам попадающее под ст. 293 УК РФ, именуемую «Халатность» (в этой статье говорится о халатности, то есть неисполнение  или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства, - наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или одного дохода осужденного за период от 1 до 2-х месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года,  либо арестом на срок до 3-х месяцев).

         То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы до 5 лет.

         После случившегося начальника управления культуры облисполкома сняли с работы. Как говорится, нашли крайнего и успокоились. А ведь обвинять в этом отдельного человека, хоть и ответственного за театр, в высшей степени несправедливо. Общеизвестно, что культура у нас долгое время финансировалась по остаточному принципу, а оставалось всегда почему-то очень мало. Театр отдали на заклание времени. Он стоял и разрушался, рассыхался, скрипел, стонал, но все же стоял, дожидаясь своего смертного часа. И он пришел 13 ноября 1976 года. Агония была долгой и мучительной. Башни, словно не желая смириться со своей страшной участью, долго не склоняли головы, но безжалостная стихия вскоре поглотила и их…

Говорят, терзаемое огнем дерево хрустело так, как хрустят кости у старого человека, только в сотни раз громче. То, что вы видите сейчас на снимке, ставшем за эти годы классикой жанра, относится, по свидетельству тех, кто лично наблюдал за трагедией в городском парке, к середине пожара. По всем земным законам башня, запечатленная на переднем плане, давно должна была рухнуть, обдав округу искрами чудовищного салюта, однако время шло, а башня стояла, постанывая, покряхтывая, словно жалуясь людям на свою ужасную судьбу.

         Это увлекало и возбуждало толпу. Кто-то даже пари заключил на то, простоит ли башня еще с час или все-таки рухнет.

         Выиграл, как ни странно, оптимист…

 

                                                                                                                                                                                     Назад