Теренций
Теренций (около
185 - 159 до н.э.) . Публий Теренций Афр, работавший, как и Плавт, в жанре
паллиаты, принадлежал уже к следующему
поколению драматургов. Уроженец Карфагена, Теренций еще
мальчиком был привезен в
Рим, где стал рабом римского сенатора. Заметив выдающиеся способности
юноши, сенатор дал ему хорошее образование, а затем отпустил на волю.
Теренций находился в
дружественных
отношениях со многими знаменитыми людьми, входившими в кружок просвещенного
патриция Сципиона Младшего - приверженца греческой культуры и греческого
образования.
Теренций написал
шесть комедий, и все они сохранились. Сюжеты этих комедий он, как правило,
заимствует у Менандра,
причем сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты в комедиях
Теренция носят семейный характер, и основной целью драматурга является
гуманизация нравов.
У Теренция обычно нет
такой динамики в развитии событий, как у Плавта; он отказывается также от
театральных
средств и приемов ателланы, которыми охотно пользовался его предшественник,
- от
буффонады, грубых и сочных
шуток, непосредственного обращения к зрителям в ходе действия и т.д. Зато
Теренций стремится дать более
углубленную психологическую характеристику своих персонажей, создавая
интересные, жизненные образы.
Одна из наиболее известных комедий -
"Братья" (160 до н.э.) - ставит вопрос о воспитании
молодежи. В комедии побеждают новые
взгляды, представители которых считают, что надо быть
снисходительным к проделкам молодых
людей, воспитывать их не приказами и наказаниями, а добрыми советами.
Комедии Теренция знакомили римских
зрителей с миром более сложных, чем у героев Плавта,
душевных переживаний (хотя и
ограниченных семейными рамками) . В этом отношении его произведения
ближе к их общему первоисточнику -
Менандру.
Теренций может быть назван
предшественником новой европейской драмы. Европейский театр
неоднократно обращался к его творчеству.
Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в творчестве Мольера.
Новый интерес к гуманистическим
тенденциям драматурга возник в XVIII в., в период формирования
буржуазной "мещанской" драмы. Дидро
считал Теренция своим предшественником, Лессинг в "Гамбургской
драматургии" дал подробный анализ
"Братьев" , считая эту комедию образцовой.