Теренций

     Теренций (около 185 - 159 до н.э.) . Публий Теренций Афр, работавший, как и Плавт, в жанре
паллиаты, принадлежал уже к следующему поколению драматургов. Уроженец Карфагена, Теренций еще
   мальчиком был привезен в Рим, где стал рабом римского сенатора. Заметив выдающиеся способности
         юноши, сенатор дал ему хорошее образование, а затем отпустил на волю. Теренций находился в
    дружественных отношениях со многими знаменитыми людьми, входившими в кружок просвещенного
        патриция Сципиона Младшего - приверженца греческой культуры и греческого образования.
    Теренций написал шесть комедий, и все они сохранились. Сюжеты этих комедий он, как правило,
   заимствует у Менандра, причем сознательно подчеркивает их греческий колорит. Конфликты в комедиях
       Теренция носят семейный характер, и основной целью драматурга является гуманизация нравов.
    У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий, как у Плавта; он отказывается также от
     театральных средств и приемов ателланы, которыми охотно пользовался его предшественник, - от
   буффонады, грубых и сочных шуток, непосредственного обращения к зрителям в ходе действия и т.д. Зато
  Теренций стремится дать более углубленную психологическую характеристику своих персонажей, создавая
  интересные, жизненные образы.
Одна из наиболее известных комедий - "Братья" (160 до н.э.) - ставит вопрос о воспитании
молодежи. В комедии побеждают новые взгляды, представители которых считают, что надо быть
снисходительным к проделкам молодых людей, воспитывать их не приказами и наказаниями, а добрыми советами.
Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более сложных, чем у героев Плавта,
душевных переживаний (хотя и ограниченных семейными рамками) . В этом отношении его произведения
ближе к их общему первоисточнику - Менандру.
Теренций может быть назван предшественником новой европейской драмы. Европейский театр
неоднократно обращался к его творчеству. Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в творчестве Мольера.
Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в XVIII в., в период формирования
буржуазной "мещанской" драмы. Дидро считал Теренция своим предшественником, Лессинг в "Гамбургской
драматургии" дал подробный анализ "Братьев" , считая эту комедию образцовой.
На предыдущую страницу