Фарс
Площадной плебейский фарс выделяется в
самостоятельный театральный жанр со второй половины
XV века. Однако он до этого прошел
долгий путь скрытого развития. Само название происходит от
латинского farta ("начинка" ) . И
действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали: "Здесь вставить
фарс" .
Веселые масленичные представления и
народные спектакли дают начало "дурацким корпорациям" -
объединением мелких судебных чиновников,
разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В
XV в. шутовские общества
распространяются по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и
регулярно устраивались смотры - парады
их фарсовых представлений. В этих парадах высмеивались
выступления епископов, словопрения
судей, въезды королей в город. В ответ на это светские и духовные
власти преследовали фарсеров, изгоняли
их из города, бросали в тюрьмы.
Фарс повернут всем своим содержанием и
художественным строем к действительности. Он
высмеивает солдат-мародеров,
монахов-торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов.
Остро подмеченные и обрисованные черты
характеров несут сатирически заостренный жизненный материал.
Главными принципами актерского искусства
для фарсеров были характерность, доведенная до
пародийной карикатуры, и динамизм,
выражающий активность и жизнерадостность самих исполнителей.
Сценической задачей фарсеров было
воссоздание определенных типов: ловкого городского
молодчика, хвастливого солдата, хитрого
слуги и т.п. Но при определенности сценических типов-масок была
развита и импровизация - следствие
живого общения фарсеров с шумной ярмарочной аудиторией.
Судьба веселых комических любительских
корпораций фарсеров из года в год становилась все
плачевнее. Монархическая и церковная
власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и на одну
из форм его - фарсовый театр. В конце
XVI - начале XVII в. под ударами властей прекращают
существование крупнейшие корпорации
фарсеров.
Фарс оказал большое влияние на
дальнейшее развитие театра Западной Европы. В Италии из фарса
родилась комедия дель арте; в Испании -
творчество "отца испанского театра" Лопе де Руэда; а Англии по
типу фарса писал свои интерлюдии Джон
Гейвуд, в Германии - Ганс Сакс; во Франции фарсовые традиции
питали искусство гениального Мольера.
Именно фарс стал звеном между старым и новым театром.