Эсхил



Эсхил (525 - 456 до н.э.) . Его творчество связано с эпохой становления Афинского
демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые
велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для греческих государств-полисов
освободительный характер.
Эсхил происходил из знатного рода. Он родился в Элевсине, близ Афин. Известно, что Эсхил
принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине. Битву при Саламине он описал как очевидец в
трагедии "Персы" . Незадолго до своей смерти Эсхил отправился на Сицилию, где и умер (в городе Геле) . В
надписи на его надгробии, сочиненной, по преданию, им самим, ничего не говорится о нем как о драматурге,
но сказано, что он проявил себя мужественным воином в сражениях с персами.
Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошли полностью только семь трагедий;
из других произведений сохранились небольшие отрывки.
Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-
экономической и культурной жизни, которые были вызваны крушением родового строя и становлением
афинской рабовладельческой демократии.
Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует
извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, вольно
или невольно нарушивший справедливый порядок, будет наказан богами, и тем самым равновесие
восстановится. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила.
Эсхил верит в судьбу - Мойру, верит, что ей повинуются даже боги. Однако к этому традиционному
мировосприятию примешиваются и новые взгляды, порожденные развивающейся афинской демократией.
Так, герои Эсхила - не безвольные существа, безоговорочно выполняющие волю божества: человек у него
наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почти перед каждым героем
Эсхила стоит проблема выбора линии поведения. Моральная ответственность человека за свои поступки -
одна из основных тем трагедий драматурга.
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки
трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий
переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу,
родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно
мотивировали свои действия.
Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу, где партии запевалы
перемежались с партиями хора.
Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором содержится завязка действия.
Затем следует парод - песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование
эписодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора)
. Заключительная часть трагедии называется эксодом; эксод - это песня, исполняя которую хор покидает
сцену. В трагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в
кульминационный момент, перед катастрофой) , коммосы (совместные песни-плачи героев и хора) , монологи героев.
Обычно трагедия состояла из 3 - 4 эписодиев и 3 - 4 стасимов. Стасимы разделяются на отдельные
части - строфы и антистрофы, строго соответствующие по структуре одна другой. При исполнении строф и
антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа и соответствующая ей
антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа - в другом. Таких пар
в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение) .
Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко
сопровождались танцами. Трагический танец назывался эммелейя.
Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особо выделяются следующие:
"Персы" (472 г. до н.э.) , где прославляется победа греков над персами в морском сражении при острове
Саламине (480 г. до н.э.) ; "Прометей Прикованный" - возможно, самая известная трагедия Эсхила,
повествующая о подвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного; трилогия
"Орестея" (458 г. до н.э.) , известная тем, что это единственный, дошедший до нас полностью образец
трилогии, в которой мастерство Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своего времени. В своих
трагедиях он показывает победу прогрессивных начал в развитии общества, в государственном устройстве, в
морали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии.
На предыдущую страницу