Архитектура древнегреческого театра

Первоначально место для представлений устраивалось крайне
просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке - орхестре
(от глагола орхеомай - "танцую" ) , вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало
значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы,
возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее
рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у
подножия холма, а зрители размещались по склону.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский
театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре - до 10 тысяч.
В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей
эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай
- "смотрю" ) и скену (скенэ - "палатка" , позже деревянное или каменное строение) .
Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м) . Скена располагалась по касательной к
окружности орхестры. Передняя стена скены - проскений, имевший обычно вид колоннады, - изображал
фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями.
Параскении служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества.
Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились
проходы - пароды, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры.
Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым уровнем развития античной
техники. В театре классической поры внимание зрителей сосредотачивалось на развитии действия, на судьбе
героев, а не на внешних эффектах.
Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах
для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом
театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.

На предыдущую страницу