Архитектура
древнегреческого театра
Первоначально место для представлений
устраивалось крайне
просто: хор со своими песнопениями и
плясками выступал на круглой утрамбованной площадке - орхестре
(от глагола орхеомай - "танцую" ) ,
вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того как возрастало
значение театрального искусства в
общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы,
возникла необходимость в
усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее
рациональное устройство сценической
площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у
подножия холма, а зрители размещались по
склону.
Все древнегреческие театры были
открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский
театр Диониса, например, вмещал до 17
тысяч человек, театр в Эпидавре - до 10 тысяч.
В V в. до н.э. в Греции сложился
устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей
эпохи античности. Театр имел три главные
части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай
- "смотрю" ) и скену (скенэ - "палатка"
, позже деревянное или каменное строение) .
Размер театра определялся диаметром
орхестры (от 11 до 30 м) . Скена располагалась по касательной к
окружности орхестры. Передняя стена
скены - проскений, имевший обычно вид колоннады, - изображал
фасад храма или дворца. К скене
примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями.
Параскении служили местом для хранения
декораций и другого театрального имущества.
Между скеной и местами для зрителей,
занимавшими несколько более половины круга, находились
проходы - пароды, через которые в театр
до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и
актеры.
Простота сценического оборудования была
обусловлена не слабым уровнем развития античной
техники. В театре классической поры
внимание зрителей сосредотачивалось на развитии действия, на судьбе
героев, а не на внешних эффектах.
Планировка греческого театра
обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах
для усиления звука среди зрительских
мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом
театре не было, хотя возможно, что в
некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей.