Орган (organum
— лат., organo — итал.,
Urgel — нем., orgue —
франц., organ —
англ.) — большой
музыкальный
духовой
хроматический
клавишный
инструмент с
мехами,
трубами, трубками
(металлическими,
деревянными,
без язычков и
с язычками)
различных
тембров. По
звуковому
богатству и
обилию
музыкальных
средств О.
занимает
первое место
между всеми
инструментами
и считается
царем инструментов.
Вследствие
своей
выразительности,
он давно
сделался
достоянием
церкви. Зародыш
О. можно
видеть в флейте
Пана (Syrinx), а также
в волынке (Sackpfeite).
Евреи
применяли
при богослужениях
род О. —
магрефа; у
греков было
тоже нечто в
роде О. (Hydraulikon). У
римлян был
комнатный О.
(Hydraulis).
Изображение
этого
инструмента
имеется на
одной монете
или жетоне
времен Нерона.
О, больших
размеров
появились в IV
ст., более или
менее
усовершенствованные
О. — в VII и VIII ст.
Папа Виталиан
(VII ст.) ввел О. в
католическую
церковь. В VIII
стол.
Византия
славилась
своими О.
Искусство
строить О.
развилось и в
Италии,
откуда в IX ст.
они выписывались
во Францию.
Позднее это
искусство
развилось в
Германии.
Наибольшее и
повсеместное
распространение
О. начинает
получать в XIV
ст. В 1470
г. немец
Бернгардт в
Венеции ввел
в О. педаль, т. е.
клавиатуру
для ног.
Старинные О.,
в сравнении с
современными,
были грубой
работы;
ручная
клавиатура, напр.,
состояла из
клавиш
шириной от 5
до 7 дм. Расстояние
между
клавишами
было в
пол-дюйма.
Ударяли по
клавишам не
пальцами, как
теперь, а
кулаками. В XVI и
XVII ст.
уменьшены
клавиши и увеличено
число трубок.
В настоящее
время
наиболее
знаменитым
строителем О.
считается
Вилькер в
Лудвигсбурге.
Об О. писали: Bedos de Celles; «L'art du facteur
d'orgues» (1766 — 78); Antony,
«Geschichtliche Darstellung der Enulstehung und vervolkommnung der
O.» (Мюнстер, 1332); Hopkilis, «The organ; its history and
construction» (Л.,
1855); Seidel, «Die O. und ihr Bau» (4 изд., Лпц.,
1887); Wangemann, «Die O. ihre Geschichte und ihr Bau» (3 изд., ib., 1887); Topfer, «Lehrbuch der Orgel
baukunst» (Вена, 3 изд.
1888); Frenzel, «Die O. und ihre Meister» (Дрезд., 1894). Усовершенствованные
О. достигли
огромного
числа труб и
трубок; напр.
О. в Париже в
церкви St. Sulpice
имеет 7 тыс.
труб и
трубок. В О.
бывают открытия
с обеих
сторон трубы
и трубки
следующих
величин: в 1 фт.
(Piccolo) ноты
звучат тремя
октавами
выше
писанных, в 2 фт.
— ноты
звучать
двумя
октавами
выше писанных,
в 4 фт. — ноты
звучат
октавой выше
писанных, в 8
фт. — ноты
звучат как
пишутся, в 16 фт.
— ноты звучат
октавой ниже
писанных, в 32
фт. — ноты звучат
двумя
октавами ниже
писанных.
Если эти
открытия
трубы закрыть
с одной
стороны, то
их звуки
понизятся на
октаву. Не
все О. имеют
трубы
больших размеров.
По величине
самых
больших труб
в О. он
получает
свое
название,
напр. — в 4 фт.;
или в 8 фт., или в
16 фт.
Клавиатур в О.
бывает от 2 до 5;
называются
они
мануалами. Хотя
каждая
клавиатура О.
имеет объем в
41/2 октавы,
но, благодаря
трубам,
звучащим на две
октавы ниже
или на три
октавы выше
писанных нот,
объем
большого О.
имеет 91/2 октав.
Каждый набор
труб
одинакового
тембра
составляет
как бы
отдельный
инструмент и
называется
голосом (Stimme, Jeu).
Каждая из
выдвигаемых
или
вдвигаемых
кнопок или
регистров
(находящихся
над клавиатурой
или по бокам
инструмента)
приводит в
действие
соответствующий
ряд трубок.
Каждая
кнопка или
регистр
имеет свое
название и
соответствующую
надпись, с
обозначением
длины труб
этого
регистра.
Название
регистра и
величина
труб
обозначаются
на нотах над
тем местом,
где
известный
регистр
должен быть
применен.
Регистров в
О. от 5 до 100 и
более. Все регистры
распадаются
на две
категории: 1)
регистры с
трубами без
язычков (Jeux de fond, Labialpfeifen
J. К этой категории
принадлежат
регистры
открытых флейт,
регистры
закрытых
флейт (bourdons),
регистры
призвуков (jeux de
mutation или mixture), в
которых каждая
нота имеет
несколько
(более
слабых) гармонических
призвуков. 2)
Регистры, у
которых
трубы с
язычками (Jeux d'anche,
Rohroder Schnarrwerke).
Соединение
регистров
обеих
категорий
вместе с
микстурой
называется plain
jeu. Клавиатуры
или мануалы
расположены
в О. террасой,
один над
другой. Кроме
них существует
еще
клавиатура
педалей (от 5
до 30 клавиш),
преимущественно
для низких
звуков.
Партия для
рук пишется
на двух
системах, в
ключах
и , как для
фортепиано.
Партию
педалей
пишут чаще
отдельно на
одном системе.
На
клавиатуре
педалей,
называемой просто
«педаль»,
играют
обеими
ногами, пользуясь
попеременно
каблуком и
носком. О. без
педали
называется positiv,
маленький
переносный О.
— portativ. В
наиболее
употребительных
церковных и
концертных О.
три клавиатуры
для рук
(мануалы) и
одна для ног.
Нижний мануал
— самый
близкий к
играющему —
называется
первым
мануалом (Grand-orgue),
следующий за
ним выше —
вторым
мануалом (positif, expressif),
верхний
мануал — третьим
(recit; expressif).
Облегчениями
для играющих
и средством
для усиления
или
ослабления
звучности
служат: a) Coppula —
механизм, с
помощью которого
связываются
две
клавиатуры,
при чем выдвинутые
на них
регистры
действуют
одновременно.
Coppula дает
возможность
играющему на
одном
мануале
пользоваться
выдвинутыми
регистрами
другого, b) 4 под
ножки над
клавиатурой
педалей (Pеdale de combinaison,
Tritte), из которых каждая
действует на
известную
определенную
комбинацию
регистров. с) Boite
d'expressioт — прибор, состоящий
из дверец,
закрывающих
и открывающих
все
помещение с
трубами
разных
регистров, вследствие
чего
происходит
crescendo и decrescendo. Дверцы
приводятся в
движение
подножкой (Schwelltritl).
Так как регистры
в разных О.
разных стран
не одинаковы,
то в органной
партии они не
обозначаются
подробно:
выписывают
над тем или
другим
местом органной
партии
только
мануал,
обозначение
труб с
язычками или
без них и
величину
труб. Остальные
подробности
предоставляются
исполнителю.
О.
соединяется
с оркестром и
пением в
ораториях,
кантатах,
псалмах, а
также в опере,
преимущественно
как
аккомпанемент
молитвы.
Фрагмент
звучания
Музыкальные
инструменты
На
главную