Музыка Древней Греции.

 

  Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает около 20 столетий (2-е тыс. до н. э. — V в. н. э.) и происходит по аналогии с развитием музыки Месопотамии и Египта. Совершенствовались музыкальные инструменты, становясь более сложными как в изготовлении, так и в овладении техникой игры на них. Появились новые инструменты - лира, кифара, форминга, барбитон (струнные); различные вилы авлоса, сиринги и труб (духовые); тимпан, систр, кимвала (ударные). Александрийский механик Ктесибий (111-11 вв. до н. э.) сконструировал первый водяной орган - гидравлос. Одновременно с развитием культуры происходило и формирование мировоззрения человека. Философия и музыка были тесно связаны между собой и даже часто дополняли и обогащали друг друга.«Небесная гармония сфер»

  В Древней Греции была впервые замечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами. Открытие этих закономерностей связано с именем Пифагора. Согласно его теории, музыка представляла собой некую физическую материю. С помощью анализа соотношений между различными сонорными повышениями были определены основные типы гамм, что позволило упорядочить всю систему музыкальной гармонии на Востоке. Большое влияние на теорию Пифагора оказали астрономы и математики Вавилона, Основываясь на их трудах, он создал космическую теорию, которая представила мир как некое пространство гармонии, в которой планеты излучали непрерывные звуки, упорядоченные аналогично нотам в гамме. Согласно этой теории, низкие звуки соответствовали Луне, высокие • планете Земля и т.д. Пифагор отмечал также, что количество нот в гамме соответствует количеству планет на небе - и равняется магической цифре 7.

  Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о пропорциях звуков. За основу были взяты струнные инструменты, представлявшие собой доску с натянутыми струнами. В результате многочисленных опытов были найдены определенные числовые выражения (интервальные коэффициенты) - октава (2/1), квинта (3/2) и кварта (4/3). Отсчитывая последовательно квинты от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно было получить числовое значение любого звука диатонической или хроматической гаммы. Дальнейшее развитие музыкальная теория нашла в трудах Никомаха, К. Птолемея (I-II вв. н. э.). Этическую концепцию музыки развивали Платон, Аристотель и др. философы.

 

Народная музыка Греции

Искусство инструментальной музыки было неразлучно с трагедией и поэзией: голос, жесты актеров и их движения формировались с помощью музыки. Нередко музыкальные фрагменты составляли целые части спектаклей. Музыка также помогала раскрыть пластику тела и придавала большую экспрессию движениям.

Величайшие драматурги Древней Греции — Эсхил, Софокл. Еврипил и Аристотель- были великолепными музыкантами и танцорами. Они получили широкое обшественное признание и были причислены к разряду артистов и музыкантов.

Цитра и лира стали музыкальной эмблемой классической Греции. Большим уважением пользовались певцы, а также исполнители на цитре, исполнявшие популярные мелодии.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ, система мелодических ладов в музыке античной Греции.Лад-это важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) находятся в определенных отношениях между собой (см. Функции ладовые, Устой и неустой). Исторические формы лада: опевание тона-устоя близкими по высоте звуками; модальные (монодические) лады, связанные с принципом мелодии-модели (модуса, попевки; см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады, Макам, Рага); европейская гармоническая тональность 17-19 вв. (мажор и минор). Новые высотные структуры в музыке 20 в. (в т. ч. в додекафонии) используются наряду с классическими и обновленными древними типами лада. См. также Пентатоника, Диатоника, Хроматизм.

 Основа на попевках из 4 звуков — тетрахордах (первоначально нисходящих).  Тетрахорды в зависимости от их интрвального состава делили на 3 наклонения или рода:диатоническое,энгармоническое и хроматическое.В свою очередь диотанические тетрахорды подразделяли на 3 вида:дорийский,фрийскийи лидийский, которые отличались положением малой секунды.Из 3 диатонических тетрахордов — дорийского, фригийского и лидийского — образовались все древнегреческие лады. Гиполады (побочные лады) производились путем перестановки тетрахордов и дополнения звукорядов до октавы. Каждому из древнегреческих ладов приписывался определенный характер (этос).

Этос (греч. ethos)-это термин античной философии, обозначающий характер какого-либо лица или явления; этос музыки, напр., — ее внутренний строй и характер воздействия на человека. Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставлялся пафосу как душевному переживанию.

 

На главную страницу.