Развитие музыкальной культуры Древней Греции охватывает около 20 столетий (2-е тыс. до н. э. — V в. н. э.) и происходит по аналогии с развитием музыки Месопотамии и Египта. Совершенствовались музыкальные инструменты, становясь более сложными как в изготовлении, так и в овладении техникой игры на них. Появились новые инструменты - лира, кифара, форминга, барбитон (струнные); различные вилы авлоса, сиринги и труб (духовые); тимпан, систр, кимвала (ударные). Александрийский механик Ктесибий (111-11 вв. до н. э.) сконструировал первый водяной орган - гидравлос. Одновременно с развитием культуры происходило и формирование мировоззрения человека. Философия и музыка были тесно связаны между собой и даже часто дополняли и обогащали друг друга.«Небесная гармония сфер»
В Древней
Греции была
впервые
замечена некая
закономерная
связь между
звуками и математическими
величинами.
Открытие этих
закономерностей
связано с
именем Пифагора.
Согласно его
теории,
музыка
представляла
собой некую
физическую
материю. С
помощью
анализа соотношений
между
различными
сонорными повышениями
были
определены
основные
типы гамм,
что
позволило
упорядочить
всю систему
музыкальной
гармонии на
Востоке.
Большое
влияние на
теорию
Пифагора
оказали
астрономы и
математики
Вавилона,
Основываясь
на их трудах,
он создал
космическую
теорию,
которая представила
мир как некое
пространство
гармонии, в
которой
планеты
излучали
непрерывные
звуки,
упорядоченные
аналогично
нотам в гамме.
Согласно
этой теории,
низкие звуки
соответствовали
Луне, высокие
• планете
Земля и т.д.
Пифагор
отмечал
также, что
количество
нот в гамме
соответствует
количеству
планет на
небе - и
равняется
магической
цифре 7.
Главный вклад Пифагора в развитие музыки заключался в учении о пропорциях звуков. За основу были взяты струнные инструменты, представлявшие собой доску с натянутыми струнами. В результате многочисленных опытов были найдены определенные числовые выражения (интервальные коэффициенты) - октава (2/1), квинта (3/2) и кварта (4/3). Отсчитывая последовательно квинты от исходного звука и перенося их в одну октаву, можно было получить числовое значение любого звука диатонической или хроматической гаммы. Дальнейшее развитие музыкальная теория нашла в трудах Никомаха, К. Птолемея (I-II вв. н. э.). Этическую концепцию музыки развивали Платон, Аристотель и др. философы.
Народная музыка Греции
Искусство инструментальной музыки было неразлучно с трагедией и поэзией: голос, жесты актеров и их движения формировались с помощью музыки. Нередко музыкальные фрагменты составляли целые части спектаклей. Музыка также помогала раскрыть пластику тела и придавала большую экспрессию движениям.
Величайшие драматурги Древней Греции — Эсхил, Софокл. Еврипил и Аристотель- были великолепными музыкантами и танцорами. Они получили широкое обшественное признание и были причислены к разряду артистов и музыкантов.
Цитра и лира стали музыкальной эмблемой классической Греции. Большим уважением пользовались певцы, а также исполнители на цитре, исполнявшие популярные мелодии.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ
ЛАДЫ, система
мелодических
ладов в
музыке
античной
Греции.Лад-это
важнейшая
эстетическая
категория
музыки;
система
звуковысотных
связей,
объединенных
центральным
звуком
(созвучием).
Воплощается
в звукоряде
(звуковой
системе).
Элементы
лада (звуки,
созвучия)
находятся в
определенных
отношениях
между собой
(см. Функции
ладовые, Устой
и неустой).
Исторические
формы лада:
опевание
тона-устоя
близкими по
высоте
звуками;
модальные
(монодические)
лады, связанные
с принципом
мелодии-модели
(модуса, попевки;
см.
Древнегреческие
лады,
Натуральные лады,
Средневековые
лады, Макам,
Рага); европейская
гармоническая
тональность
17-19 вв. (мажор и
минор). Новые
высотные
структуры в
музыке 20 в. (в т.
ч. в
додекафонии)
используются
наряду с
классическими
и обновленными
древними
типами лада.
См. также Пентатоника,
Диатоника,
Хроматизм.
Основа
на попевках
из 4 звуков —
тетрахордах
(первоначально
нисходящих).
Тетрахорды в
зависимости
от их
интрвального
состава
делили на 3
наклонения
или
рода:диатоническое,энгармоническое
и
хроматическое.В
свою очередь
диотанические
тетрахорды
подразделяли
на 3
вида:дорийский,фрийскийи
лидийский, которые
отличались
положением
малой секунды.Из
3
диатонических
тетрахордов
— дорийского,
фригийского
и лидийского
—
образовались
все древнегреческие
лады.
Гиполады
(побочные лады)
производились
путем
перестановки
тетрахордов
и дополнения
звукорядов
до октавы.
Каждому из
древнегреческих
ладов приписывался
определенный
характер
(этос).
Этос (греч. ethos)-это термин античной философии, обозначающий характер какого-либо лица или явления; этос музыки, напр., — ее внутренний строй и характер воздействия на человека. Этос как устойчивый нравственный характер часто противопоставлялся пафосу как душевному переживанию.