Римская живопись

Римская живопись

Переходим теперь к живописи. Эта отрасль искусства, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Но тогда как в Риме не было почти ни одного своего скульптора, который настолько пользовался известностью, чтобы его имя сохранилось для потомков, в римских художниках не было недостатка. Первое знакомство с живописью римляне получили от этрусков, которые, как доказано, широко пользовались ею для украшения своих погребальных склепов и, вероятно, также храмов и жилищ. Еще во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 г. до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но все это были преимущественно декораторы. Живопись же в строгом смысле слова, не играющая второстепенную роли при архитектуре, постоянно оставалась в руках греков. Едва ли не самую главную ее задачу составляли портреты, по части которых в конце республики Одежда римлянки (Мессалина с маленьким Британиком) особенно славилась Лала, или Лайя, родом из Кизика. Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевленных предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще. Помпейскую стенную живопись, подобно самим домам, которые были украшены ею, можно считать переходной от греческой к римской живописи. Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один ровный цвет, чаще всего в темно-красный или в не очень яркий желтый, реже в черный, голубой, зеленый и лиловый. Внизу ее шла панель более темного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза.

Этрусская живопись. Тарквинии, Гробница Леопардов. «Персей, убивающий Минотавра», «Освобождение Андромеды», «Нарцисс, любующийся отражением своей фигуры в источнике» и т. д. Попадаются также и сцены жанрового характера с оттенком то сентиментальности, то комизма. В особенности немало таких, в которых главную роль играет любовь: здесь молодая девушка показывает своим восхищенным подругам найденное ею гнездо с амурами; там юная торговка, сидя у клетки, наполненной малютками-амурами, продает их девушкам, из которых одни с восторгом запасаются этим товаром, другие боятся покупать опасных божков; в третьем месте амур, сидя на раке, удит рыбу. Помпейская живопись была, конечно, делом провинциальных, далеко не важных художников, но, несмотря на это, среди ее образцов встречается немало очень милых, прекрасно задуманных и достаточно хорошо нарисованных картин, колорит которых вообще мягок, светел и в большинстве случаев отличается теплотой и гармоничностью. Вообще эти картины производят веселое, ласкающее впечатление, усиливаемое тем, что они помещаются среди нарядной живописной орнаментации, состоящей из гирлянд, связок плодов и затейливых архитектурных комбинаций, между которыми помещены либо маски, либо фигурки людей и животных. Рабы, несущие блюда. Изображения с римских фресок то касается приемов исполнения этой живописи, то они были те же самые, 4 у греков: художник работал водяными красками по мокрой штукатурке , или же по сухой (a tempera). акого же рода, как и помпейские образцы живописи, но гораздо лучше их художественному достоинству были произведения ее в самом Риме. К сожа-1ю, их дошло до нас очень немного, но чтобы убедиться в только что сказано достаточно взглянуть на так называемую «Альдобрандинскую свадьбу» —  картину, найденную в 1606 г. при раскопках по соседству с термами I, где, как предполагают, стоял дворец Мецената (хранилась прежде в вилле, теперь — в Ватиканском музее). Изображена новобрачная, Афродита, сидя подле нее на ложе, дает советы, полезные в ее положении, у изголовья ложа сидит молодой супруг, ожидая ухода богини. Несколько подруг новобрачной заняты свадебными обрядами, картина замечательна благородством композиции, похожей на расположение фигур в античных барельефах, прекрасным рисунком и приятным сочетанием простых, неярких красок; очевидно, это — если не прямая копия с какого-либо произведения греческой живописи, то подражание греческому, быть может знаменитой в древности картине на ту же тему живописца IV в. до н. э. Эриона. Продавщица амуров. Стенная живопись в Риме Теперь перейдем к римской мозаике. Мозаика в широком значении слова — рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого материала, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных как между собой, так и с общим грунтом, в который они вставлены, с помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея. Таким образом, мозаика бывает каменная, стеклянная, деревянная (называемая также интарсией), из раковин (rocaille), из кожи и так далее. В более конкретном смысле, мозаикой называется работа, исполненная из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород или стекла, окрашенного сплавом с ним металлических солей (смальта). Мозаика такого рода распадается на две главные отрасли. В первой вся поверхность картины — рисунок, фигуры, орнаменты и самый фон — слагается из кубиков или небольших столбиков, имеющих приблизительно одинаковую величину и однообразную форму и представляющих с лицевой стороны своей преимущественно квадратную плоскость. Кубики и столбики располагаются как можно ближе друг к другу в лежащем под ними цементе, заполняющем также и промежутки между ними, затем образованная ими поверхность либо шлифуется, либо оставляется шероховатой (последнее в том Ифигения и Орест. По античному живописному изображению в Помпеях случае, если работа рассчитана на то, чтобы производить эффект на дальнем расстоянии). К этой отрасли, которую можно назвать наборной мозаикой, относятся opus tesselatum и opus vermiculatum древних, византийская мозаика и нынешняя римская мозаика, составляемая из множества кусков и штифтиков смальта, особенно удобная не только для подражания настоящей живописи, но и, при крошечном размере этих кусков и штифтиков, для украшения ювелирных вещей и для других мелких изделий. От наборной мозаики существенно отличается пластиночная, или штучная, мозаика, к которой должны быть причислены opus sectile и opus Alexandrinum древних, средневековые кафельные полы с фигурными изображениями, а также новейшая флорентийская мозаика. Штучная мозаика делается из более или менее крупных пластинок натурального камня — мрамора, порфира, алебастра, ляпис-лазури, малахита, различных сортов яшмы и т. п. или пластинок из обожженной глины, взятых согласно с цветом различных частей воспроизводимого изображения, вырезанных по их рисунку и пригнанных плотно друг к другу в надлежащем порядке. Этими пластинками либо покрывается все пространство, на котором Свод гробницы на Латинской дороге. Прорисовка с античного изображения производится работа, либо выкладывается только узор на каменной площади служащей фоном. Главное назначение мозаики, всегда было и остается поныне,— декоративная отделка архитектуры, полов и стен в роскошных украшениях. Она употреблялась для этой цели еще в глубокой древности, у восточных народов. С Востока искусство мозаики перешло в Грецию, где, благодаря высокой художественности эллинской нации, быстро усовершенствовалось и сильно распространилось. Римляне познакомились с мозаикой через греков, вероятно, вскоре после разрушения Коринфа (во II в. до н. э.). Эта отрасль искусства стала в Риме Мозаика из храма Зевса. Олимпия особенно популярной, так как могла удовлетворять стремление римлян к пышности и блеску, причем, стали пользоваться ею для украшения не только полов, но и стен в общественных зданиях, храмах, дворцах и богатых частных жилищах. Многочисленные древние мозаики, сохранившиеся как в самом Риме и других местах Италии, так и во Франции, Германии и Испании, в которых некогда существовали латинские колонии, свидетельствуют о высоком развитии этого искусства в эпоху императоров. Исполнителями их были отчасти выходцы из Греции, отчасти местные художники, ученики таких мастеров. Нередко эти мозаики представляют очень сложные композиции и по своему эффекту приближаются к настоящей ж и «описи. Некоторые из них — очевидно копии с греческих оригиналов. К числу таких мозаик принадлежит грандиозная по сюжету и превосходная в техническом отношении «Битва Александра Македонского с персами при Арбеллах», открытая в 1831 г. в так называемом доме Фавна в Помпее. За копию с греческого и притом с мозаичного же оригинала. Элементы декора богатого дома.  «Чаша с голубями, сидящими на ее краю, пьющими из нее воду и охорашивающимися» — мозаика, найденная в вилле Адриана, в Риме, и хранящаяся теперь в Капитолийском музее. Из других римских мозаик особенно любопытны происходящий из той же виллы пол с изображением борьбы кентавров с пантерами, знаменитая палестринская мозаика (в палаццо Барберини в Риме), обширный пол из термов Каракаллы (в Латеранском дворце, там же), «Театральная репетиция» и некоторые другие произведения, добытые, подобно этой картине, при раскопках развалин Помпеи.

ВЕРНУТЬСЯ