Античное искусство

Искусство античности.

Крито-Микенская культура. Греческое искусство не возникло сразу. У него была длинная предыстория. Сравнительно недавно, в конце XIX и в начале XX века, раскопки археологов в Греции и на острове Крит приоткрыли перед нами полусказочный мир - ранний этап античности. Его центром в конце III и середине II тысячелетия до н.э. был Крит, несколько позже - та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода называют крито-микенской или эгейской. Для историков в ней ещё много необъяснимого. Критские письмена до сих пор не вполне расшифрованы. Что это были за люди, которые там жили, к какой этнической группе они принадлежали каков был их общественный строй? Ответы даются только предположительные. Большинство ученых считает, что на Крите существовало рабовладельческая монархия, что там было ещё родовое, доклассовое общество типа военной демократии с племенным вождем во главе. На Крите найдены остатки обширных дворцов в Кноссе и в Фесте. Собственно дворцами эти сооружения можно назвать только условно. Это комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо,на разных уровнях, соединяются между собой коридорами, лестницами, некоторые уходят по лестницу. Общая площадь такого сооружения в Кноссе велика - 24 тыс.кв.метров. Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос. У него был подземный дворец -Лабиринт,с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище Минотавр -полубык - получеловек. Афиняне платили дань Миносу - каждый год они посылали ему несколько юношей и девушек, которых Минос отдавал на съедение Минотавра. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая. Как будто бы это просто сказка, похожая на сказки многих других народов. Но с каждым новым историческим открытием приходится убеждаться, что мифы не лгут: они только расцвечивают художественной фантазией реальное историческое зерно. Лабиринт, оказывается, действительно существовал. Сказания о чудовищном быке тоже имело какую-то историческую основу. Стены Кносского дворца покрыты многочисленными фресками, их фрагменты хорошо сохранились: на них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка, иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом, с которыми не то играют, не то сражаются критские тореадоры. Очевидно, бык играл особо значительную роль в укладе жизни критян, возможно, что и в их религии. Но какая была у них религия - этого мы не знаем.Среди критских и микентских построек не обнаружено ничего похожего на храмы. Быть может, религиозно-магические представления там ещё не оформились в систему культа и просто вплетались в повседневную жизнь? Во всяком случае, тут не было такой строгой, регламентированной, все себе подчиняющей религии, как в Древнем Египте. Здесь чувствуется вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни. Критское искусство некоторыми чертами сходно с египетским - микенские охоты на львов, кошки, ловящие птицы, живо напоминают подобные мотивы на египетских рельефах и росписях.В Кносском дворце найден большой раскрашенный рельеф - увенчанный лилиями юноша, держа в руке жезл, идет плавным широким шагом по цветущему лугу. Фигура юного царя - жреца, как назвали его археологи, построена по типу египетских фигур: плечи, грудь, глаз даны в фас, лицо и ноги - в профиль. Очень интересными считаются изображения женщин, которые в критской живописи и мелкой скульптуре встречаются очень часто. У них осиные талии, платья с пышными кринолинами голубого и гранатового цвета, открытые корсажи, затейливые прически, перевитые жемчугом, с локонами, выпущенными на лоб, холеные обнаженные руки, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой. Причудливая асимметрия царит в критских дворцах-лабиринтах, и ту же асимметрию, ту же любовь к извилистым, прихотливым формам находим мы в живописи, в орнаменте и в прикладных изделиях. Критское искусство заходит, пожалуй, слишком далеко в атектоничности и прихотливости. Бархатные глаза минойских "парижанок" чрезмерно велики, талии их уже слишком узки, голубые и красные краски росписей слишком ярки, орнаментация чересчур изысканна. Все это по-своему очень красиво, но чувствуется, что искусство близится к какой-то рискованной грани, за которой свободное изящество готово перейти в манерность. А манерность-это всегда признак увядания стиля. К концу XV века до н.э. Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. По-видимому, они подверглись опустошительному завоеванию материковых племен - ахейцев, а может быть, сюда присоединилось и стихийное бедствие - зелетрясение ,извержение вулкана. Критской культуры не стало, но ещё около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Греческая архаика. Реальные способности и возможности человека - не сверхчеловека, не высокомерного властелина простых смертных, а обычного, свободного, политически активного человека-гражданина - именно эти способности и возможности были возведены в высший художественный принцип, в эстетический идеал Греции. Греческое искусство стремится к человеческой мере во всем: его излюбленный образ- стройный юноша-атлет Греческая архитектура не грандиозна, но основана на началах ясной и целесообразной тектоники несущих и несомых частей. Сама греческая мифология целиком антропоморфна: олимпийские боги, победившие чудовищ и гигантов, обладают человеческой внешностью, человеческими достоинствами и даже человеческими слабостями. В эпоху архаики (VII-VI вв. до н.э.)жизнь греческих городов ещё не отлилась в завершенные формы: все было в становлении. Основные типы и формы греческого искусства в период архаики уже возникли. В архитектуре - система ордеров и тип храма-периптера, окруженного колоннадой; в скульптуре - статуи стройных обнаженных юношей и прекрасных девушек, рельефы со сценами битв, игр, состязаний; в росписи сосудов -чернофигурная вазопись с очень разнообразными жизненными сюжетами. Все это потом дальше развивалось в V веке до н.э. в эпоху ранней и зрелой классики, которая считается "золотым веком" античного искусства. Древний Рим. Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, сумевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить своё политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способность к художественному творчеству. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то только для решения практических задач, причем довольствовались заимствованиями от этрусков. Потом, когда победы над другими народами обогатили римлян и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почетом, но все-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады, которые работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков. Таким образом, к концу республиканского режима сложилось особое римское искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческие, но несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства -стремление к роскоши, колоссальности и эффективной декоративности. Скульптура и живопись Рима лишь следовали художественным достижениям греков. Несмотря на недостатки новых идей, римлянам принадлежит та великая заслуга, что они распространили во все концы известного тогда мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили источником его элементов новым временам и новым народам, начавшим свое политическое существование на развалинах Римской империи. Как было уже сказано, первое знакомство с живописью римляне получили от этрусков, которые широко пользовались ею для украшения своих погребальных склепов и, вероятно, также храмов и жилищ.

ВЕРНУТЬСЯ