Этот храм
называли просто Великой церковью.
Он был создан в 532-537 гг. по заказу императора Юстиниана. Для строительства главного
собора Византийской империи были приглашены не профессиональные архитекторы, а
профессора математики и геометрии, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. София
выстроена в соответствии с редчайшим и, видимо, осознанным принципом отказа от
внешнего образа. Это один сложносшитый парус, надутый
порывом ветра, парус, покрывающий и осеняющий интерьер, но формально не
выявленный и не украшенный извне. Если бы здесь был только купол, то храм можно
было бы сравнить с палаткой, юртой, любым матерчатым сооружением на каркасе.
Только каркас в данном случае распространен по всей ткани и буквально слит с
ней. Это огромная оболочка, простертая над храмовым пространством,
многосоставный, но единый купол, грандиозная и сложная метафора небесной сферы.
Со стороны эта структурная, геометрически просчитанная и выверенная оболочка
выглядит как хаотическое нагромождение форм, как гигантская куча строительных
материалов и конструктивных элементов, на вершине которой находится плоский
купол на барабане, вовсе не снимающий впечатления аморфности и беспорядочности
целого. Это удивительное свойство Софии делает ее восприятие чрезвычайно
театральным. С далеких видовых точек, с моря или с другой стороны Золотого
Рога, памятник выглядит неясной массой. Сегодня он не слишком
выделяется среди пяти или шести мечетей, построенных турками по его образцу и
имеющих более четкие силуэты. Когда мечетей не было, ситуация была другой:
храм, как и сейчас, возвышался над невысокой застройкой, но в большей степени
собирал ее вокруг себя как высокий и несколько оплывший холм или курган.
Подходящий к собору из городских кварталов зритель видит накрытую куполом
массу, в которой угадываются контрфорсы, отдельные арки и даже маленькие
купольные храмики на двух опорных массивах, но не
видит целого, растворяющегося в нагромождении конструктивных блоков, основных и
дополнительных объемов с оконными проемами разной формы. И вдруг при входе
внутрь эта куча плинфы и камня оборачивается
напоенным светом величественным храмом с мудро устроенным пространством. Этот
эффект неожиданности византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не
ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки.В Софии
Константинопольской мы встречаемся с той крайней фазой архитектурной мысли,
которая при создании сакрального пространства видит храм только изнутри, а его
оболочку рассматривает как материализованную метафору небес. Внешний облик
храма - то, чего нет, потому что у небес нет обратной стороны, нет внешности, а
только внутренность. Поэтому снаружи София -- нечто
фатально иномирное. Это инаковость
не в отношении соседствующих зданий, не в отношении города - это инаковость в отношении всего мира материальных форм, это
форма, которой не может быть. И именно она, бесформенная пластика безобразной кучи,
является выражением того, что внутри - мир, преображенный божественным
присутствием. Храм Святой Софии, насчитывающий со дня основания 14 столетий (его греческое название -Айя София), был самым святым местом Константинополя (ныне Стамбул). Это колоссальное
сооружение с полукуполами,
контрфорсами и отдельно стоящими строениями,
весьма удачно дополненное четырьмя стройными минаретами, по одному на
каждом углу, возводилось как христианская
церковь; позднее один из величайших архитекторов мира превратил его в мусуль мусульманскую мечеть. Константинополь принял на себя роль защитника классической
цивилизации после разграбления Рима вестготами в 410 году н.э. Византийские
императоры стремились сделать свою столицу,
расположенную на Босфоре, на перекрестке между Европой и Азией, религиозной,
художественной и торговой столицей мира. В 532
году византийский император Юстиниан I, с именем которого
связано немало внушительных по размерам
архитектурных сооружений, приказал возвести в Константинополе храм Святой Софии.Никто прежде не строил таких больших церквей. Юстиниан остановил выбор на двух архитекторах, Анфи-мии из Тралл и Исидоре из Милета, так как был уверен, что только люди, постигшие искусство математики, смогут рассчитать
все углы и изгибы купола, определить напряжения
и нагрузки и решить, как разместить контрфорсы и опоры. . По повелению Юстиниана со всех концов империи - из Греции и Рима, из Турции и
Северной Африки - везли для строительства лучшие материалы. Целой армии
из 10 000 скульпторов, каменщиков, плотников, мастеров мозаики понадобилось
пять лет, чтобы из красного и зеленого порфира, желтого и белого мрамора,
золота и серебра создать самый грандиозный храм христианского мира. Говорят, что, войдя под его своды, император
Юстиниан воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!» Внутри церковь
поражает мастерским использованием света и пространства: полы из гладкого
мрамора; покрытые резьбой мраморные колонны столь разнообразных
оттенков, что современник Юстиниана историк Прокопий Кесарийский сравнил их с
ярким цветущим лугом. А сверху все это великолепие венчает изумительной
красоты купол диаметром около
Храм оставался центром восточного христианского мира почти тысячу лет,
но неудачи, с самого начала преследовавшие Святую Софию, не переставали обрушиваться
на нее. Не прошло и 20 лет после окончания строительства, как
церковь была повреждена землетрясением и ее частично перестроили. Постепенно
расхищались и сокровища храма. В 1204 году направлявшиеся в Иерусалим участники
четвертого крестового похода, враждебно настроенные к восточной, православной,
церкви (разделение между Римом и Константинополем было окончательно оформлено в
1054 году), разграбили внутреннее убранство собора. Последняя христианская
служба прошла в храме Святой Софии вечером 28 мая 1453 года, когда византийский император Константин XI со слезами
на глазах принял причастие.
В XVI веке храм превратили в мечеть. Перестройкой
руководил Синан-Паша (1489-1588), один из величайших
архитекторов мусульманского мира, среди творений которого дворец Топкапи и мечети, построенные для султанов Сулеймана
Великолепного и Селима II. Поскольку
ислам запрещает изображение людей, Синан закрасил
большинство фресок и мозаик.
С 1934 года храм Святой Софии утратил всякое религиозное
значение. Но для многочисленных посетителей, которые приходят сюда каждый год,
это по-прежнему духовный оазис в шумном городе. И хотя внутреннее убранство
этой величественной постройки уже не поражает великолепием, архитектурный
блеск остается прежним.